Звоните с 8:30 до 18:30

8 7172 78-78-78, 8 707 278-78-78


Open space – плюсы и минусы

26.01.2017


Мода на open space пришла к нам с Запада — там владельцы бизнеса давно подсчитали, какую экономию дает общее рабочее помещение для сотрудников. Согласно исследованию International Management Facility Association, 70% сотрудников в США работают в офисах, организованных по типу открытого пространства. По данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, сегодня в офисах открытого типа трудятся около 14% работающих россиян. Данных по Казахстану мы не нашли.

В некоторых компаниях специалисты по организации пространства пошли еще дальше: там сотрудник вообще не имеет постоянного рабочего места. Каждое утро, приходя на работу, он может выбрать любой свободный стол. Личные вещи и бумаги в таком офисе на местах оставлять нельзя — их нужно убирать в ячейку-шкафчик (у каждого сотрудника он свой).

Во-первых, открытый офис считается самым демократичным. В условиях open space руководители гораздо более доступны для общения и решения рабочих вопросов, чем в офисах с традиционными кабинетами и приемными. А мидл-менеджеры всегда находятся в гуще события — как правило, их рабочие места расположены рядом с местами других специалистов.

Второй плюс open space — это возможность проведения внеплановых экспресс-совещаний и «мозговых штурмов». Зачем бронировать переговорную и тратить час, если можно между делом поинтересоваться мнением отдела о формулировке в контракте или обсудить идею, касающуюся нового проекта?

В-третьих, открытый офис отлично работает на укрепление командных отношений: в ежедневном общении формальные и неформальные связи между людьми становятся более прочными. Ситуация, когда сотрудники департамента продаж незнакомы со специалистами из производственного отдела, в условиях open space просто невозможна.

В-четвертых, открытый офис почти всегда означает прозрачность бизнес-процессов, открытость значимой для всех информации. Работая в одном помещении с сотрудниками разных подразделений, вы наверняка будете в курсе планов компании.

Наконец, с точки зрения карьеры open space дает огромные преимущества. Начальник всегда будет в курсе ваших дел, а значит, непременно заметит, как много и хорошо вы работаете. А там и до повышения недалеко.

Но у open spacе есть и минусы. Чаще всего обитатели open space жалуются на шум, возникающий, когда в помещении разговаривают сразу несколько человек (по данным Исследовательского центра Superjob.ru, это мешает 34% сотрудников), невозможность сосредоточиться (22%), постоянное движение за спиной (10%), отсутствие личного пространства (9%). Кроме того, работу осложняют температурные неудобства — кому-то из коллег постоянно холодно, кому-то жарко (7%), чрезмерный контроль со стороны начальства (4%). Не любят открытый офис за «взгляды из-за плеча», невозможность заняться своими делами (по 5%).

Работники в опенспейсах болеют чаще

По сравнению с коллегами, которые работают в кабинетах, те, кто работает в опенспейсах, чаще болеют и берут больничные. В исследовании, которое проводил журнал Scandinavian Journal of Work, Environment and Health, выяснилось, что формат открытого пространства приводит к тому, что сотрудники берут больничные на 62% чаще, чем те, кто работает в формате «1 человек — 1 кабинет». Единственное логичное объяснение — вирусам и бактериям проще найти себе жертву в густонаселенном офисе без перегородок. Другая, косвенная, причина, заключается в том, что в открытом пространстве многим людям некомфортно, как следствие — стрессы, болезни и другие неудобства.

В целом, исследования показывают, что open space может ухудшать производительность труда от 5 до 15 процентов, несмотря на все плюсы.

Правила общежития плюс аутотренинг
Осознав все плюсы открытого офиса, можно подумать и о том, как справиться с его минусами. Прежде всего постарайтесь не делать замечаний коллегам, вызывающим ваше раздражение громкими разговорами. Вспомните старое правило: хочешь изменить мир — начни с себя. Поставьте мобильный телефон на виброзвонок, а когда вам звонят друзья или родственники, выходите из помещения, чтобы не отвлекать коллег. Обсуждая рабочие вопросы, старайтесь не говорить слишком громко. По возможности избегайте всего, что может мешать другим. Не заглядывайте без необходимости в чужие мониторы. Помните: заразителен не только дурной, но и хороший пример.

Если же изменить ситуацию к лучшему не удается, придется совершить небольшую революцию, выработав определенные правила общежития. Обычно они просты и всем понятны: разговаривать по возможности негромко, не принимать пищу на рабочем месте, не изменять без согласования с коллегами настройки кондиционера, содержать в порядке рабочее место.

Бывалые обитатели open space советуют: сосредоточиться на ответственной работе вопреки шуму помогут наушники. В некоторых офисах это обязательный атрибут наряду с компьютером и принтером. Кстати, принтер, сканер и ксерокс можно поставить в дальнем углу офиса, чтобы минимизировать их шум.

«Приемные часы». Обратная сторона отсутствия границ в офисе ‒ постоянная избыточная доступность. Вас постоянно отвлекают вопросами, пожеланиями, предложениями, просьбами? Кто-то в таких случаях вывешивает на рабочем месте «приемные часы» для коллег. Но есть и другой выход: «Компания может составить общеофисный график, в котором, например, для совещаний будут отведены строго определенные часы, другие часы будут приоритетными для индивидуальной работы сотрудников».

Запахи. Еда на рабочем месте ‒ табу не только из-за звуков, отвлекающих коллег, и крошек, забивающихся в клавиатуре, но и из-за запаха. По этой же причине лучше не злоупотреблять духами (тем более что у некоторых людей бывает аллергия на сильные запахи парфюма и косметических средств).

С отсутствием личного пространства тоже можно справиться. Для начала психологи рекомендуют персонализировать свое рабочее место, если, конечно, правила компании это позволяют. Приятная безделушка, небольшое комнатное растение или даже юмористический постер помогут вам не ощущать себя винтиком огромного механизма.

Соблюдайте и так называемые гигиенические правила труда. При работе за компьютером делайте перерывы, по возможности выходите подышать свежим воздухом и пройтись — так вы сможете снизить нагрузку на нервную систему.

Наконец, в условиях открытого офиса особое значение приобретает умение человека самоуспокаиваться, не нервничать по мелочам и не слишком переживать из-за чужих неприятностей. Освойте методику аутотренинга, научитесь при необходимости мысленно выстраивать стену между собой и окружающими — и тогда жить станет спокойнее и комфортнее.

P/S. По мнению нашего портала, комната, где работает более 10 человек, уже можно считать open space.

Оставьте заявку и мы найдём для вас помещение бесплатно!

Оставьте ваш номер телефона, и мы перезвоним вам.

+7